По главной улице с оркестром

14 августа 2014 года

Газета «Волгодонская правда» № 90 от 12.08.2014 года

Юрий Петрович Шеин

Наверное, никто не останется равнодушным, когда по улице парадным строем идет духовой оркестр. На солнце блестят медью трубы, мелодии берут за душу. Вот так много лет наши духовики задают тон городским мероприятиям, создают действительно торжественную атмосферу. 21 августа руководителю народного духового оркестра Дворца культуры «Октябрь» Юрию Шеину исполняется 70 лет. Такой юбилей — повод рассказать об этом прекрасном человеке и оркестре под его управлением, который дарит горожанам радость и ощущение праздника.

С детства с музыкой

Приход Юрия Петровича в сферу музыкального искусства не был вызван детской мечтой или амбициозными устремлениями родителей. Стояло тяжелое послевоенное время. В семье инвалида войны Петра Шеина росли пятеро детей — две старшие дочки, две младшие и единственный сын Юрий. Жили в Новосибирске, куда были эвакуированы во время войны. Случайно по радио услышали объявление, что в суворовскую музыкальную школу (или, как правильно ее называли, школу музыкальных воспитанников Советской Армии) проводится дополнительный набор.

Попасть туда было трудно, но, учитывая, что в эту школу брали сирот и детей инвалидов войны, решили рискнуть и попробовать. На испытание Юрий отправился с мамой. Отбор оказался незамысловатый. Вначале было прослушивание, предложили исполнить песню, и Юрий спел для комиссии «По долинам и по взгорьям...». Потом проверили восприятие музыкального ритма и памяти. Этого оказалось достаточно, чтобы прозвучало решение: «Принят».

Шесть лет учебы пролетели, среднее музыкальное образование было получено, но после этого Шеин пошел на... завод. Работал наладчиком-испытателем на оборонном производстве, номерном «почтовом ящике». Однако и здесь с музыкой не расставался. При заводе был дом культуры, за которым закреплены два оркестра — духовой и эстрадный. Юрий Петрович участвовал и в первом, и во втором. В духовом играл на кларнете, в эстрадном — на саксофоне. А вскоре подошел призывной возраст.

Хотелось стать настоящим солдатом, а не военным музыкантом, но командиры распорядились по-своему. Овладеть военным мастерством может почти каждый, с музыкантами — другое дело, попробуй, найди. Так что пришлось служить в ансамбле песни и пляски на испытательном полигоне под Семипалатинском. «Бритый, лысый, молодой, но доверили играть соло», — с улыбкой вспоминает Юрий Петрович.

Военные гастроли

Оттрубил три года срочной службы и вернулся домой. Однако вскоре вновь потянуло к армии, и через два года поступил в консерваторию на военно-дирижерский факультет. После окончания получил назначение на должность дирижера и заместителя начальника ансамбля Сибирского военного округа. Судьба словно провела по кругу и вновь привела в родной Новосибирск. Но потом стала кидать в разные направления, и куда только ни заносило Юрия Шеина.

В 1978 году служил в Чехословакии. Оттуда в составе соединения перебросили в Афганистан. Военная кампания только начиналась, было не до музыки. Еще в Чехословакии Юрий Шеин был секретарем партийной организации, поэтому и здесь пришлось выполнять работу во многом штабную. Тяжело морально было работать со списками наших погибших ребят. Но через год отозвали в Туркестанский военный округ, в который как раз и входила 40-я советская армия — тот самый ограниченный контингент в Афганистане. И после этого на протяжении шести лет несколько месяцев в году приходилось бывать по ту сторону границы. Шеину знакомы буквально все афганские провинции — Кундуз, Баграм, Кандагар, Герат...

Прилетали группой, в составе которой были хор, оркестр, балет, на большом борту на один из крупных военных аэродромов. Затем пересаживались на самолет поменьше, на вертолет и дальше по точкам, по три перелета в день. Это на первый взгляд может показаться, что военные музыканты не испытывали тех опасностей, которые подстерегали десантников и пехотинцев. На деле все было серьезнее. Самые большие потери несли во время передвижения, а именно перемещаться постоянно и приходилось. Вертолеты с музыкантами и артистами по бокам прикрывали штурмовые «вертушки». Бывало, что их сопровождение сбивали. Бывало, попадали под минометный обстрел.

От жары и нагрузок музыканты валились с ног, но выкладывались на выступлении по полной программе. А рядом гастролировали известные всей стране артисты. Например, Иосиф Кобзон работал в таком же режиме и считал своим долгом охватить как можно больше слушателей на той тяжелой войне. Играть старались даже не «патриотику», а что-нибудь о любви, о доме.

В 1985 году Шеина отправили в Южную группу войск, в Венгрию. Отслужил там пять лет и вышел в запас в звании подполковника, с правом ношения формы.

Третье дыхание

Обустроиться решил на родине матери. Здесь, в Рябичах, был родительский дом. А работать можно было по специальности только в Волгодонске. Здесь Юрий Петрович развернул свою деятельность сразу по двум направлениям. Стал готовить детей в музыкальной школе, фактически заново начал создавать оркестр. До этого у города такой коллектив был, но после смерти руководителя Роальда Фромана не нашлось человека, который мог возглавить направление.

Идею поддержала городская власть. Первый глава Волгодонска Вячеслав Хижняков принял принципиальное решение о создании муниципального оркестра. Конечно, в организационном плане немало пришлось потрудиться, составлять сметы, ездить и утверждать их в Ростов. Помогал развитию духового оркестра и следующий градоначальник — Сергей Горбунов. А вот пришедший ему на смену Александр Клейменов распорядился с культурным достоянием иначе. Тогда на социальной сфере решили сэкономить, ставки учреждений культуры сокращались, под нож пошел и оркестр Шеина. А ведь в тот момент он был на взлете, как раз с музыкальной школы стало приходить пополнение — группа саксофонистов, трубачи. Их Юрий Петрович и готовил на перспективу для оркестра. Но все оказалось напрасным, коллектив расформировали.

После такого поворота стало ясно, что в Волгодонске дело уже не пойдет. Поэтому Юрий Петрович вместе с супругой приняли решение поехать на работу в Москву. Она была солисткой оперного театра, имела и музыкальный педагогический опыт. В столице Шеина приняли заместителем проректора по начальному образованию Московского государственного университета имени Шнитке. Жена преподавала здесь же. Работали плодотворно, видели, что они здесь востребованы.

Три года назад Шеины решили вернуться на Дон, поближе к детям и внукам. Супруга нашла работу в Ростове, а сам Юрий Петрович успевает жить на два дома. В Волгодонске за время его московского периода работы поменялась городская власть, и духовой оркестр снова возродился, получив уже не второе, а третье дыхание.

Об уровне коллектива лучше всего говорит высокая оценка, полученная на отчетном концерте. Музыканты исполнили серьезную и сложную программу. Но, конечно, время было упущено — сейчас в оркестре и людей меньше, и состав возрастной, молодежи практически нет. А нужны молодые, сильные, перспективные. Нет сейчас и педагога-духовика в музыкальных школах, значит, и резерв брать неоткуда. Однако отчаиваться не стоит. В Волгодонск приезжают люди, возможно, кто-то из музыкантов откликнется, его с радостью примут в свои ряды. Город обязательно должен сохранить духовой оркестр, он для нас не менее значим, чем герб и флаг.

Дотянуться до мечты
Марк Нахманович в программе «Сухой остаток» радиостанции Столица FM

Оформление подписки

Подпишитесь на рассылку и получайте информацию о новых событиях банка

Пресс-служба

+7 495 620-19-66

pr@voz.ru

101990, Москва, Лучников пер., д. 7/4, стр. 1

Банк «Возрождение» (ПАО), управление по связям с общественностью