Временно недоступен

9 августа 2013 года

Журнал «Банки и деловой мир», август 2013
Поговорим о возможности сделать кредиты более доступными для предприятий — этого от банкиров ждут президент страны и правительство.

Ожидаемый ответ от банкиров: свернулся спрос со стороны реального сектора, «хороших» заемщиков стало меньше, риски растут, спад ВВП и т.д. Это верно. Но, может, будь ресурсы доступнее — и «развернулся» бы спрос?

Второй ожидаемый ответ: у нас у самих ресурсов нет, пассивы дорогие, Банк России «подбрасывает» кредиты далеко не всем... Еще и обещает установить потолок по ставкам кредитования. Издержки — по вине требований того же ЦБ — тоже не уменьшаются. И что же — кредитовать себе в убыток, исключительно из любви к отечественной экономике?

Третий припев: агрессивная розница «жирует», патриотичные «корпораты» затягивают пояса потуже.

В таком замечательном диалоге можно упражняться сколь угодно долго. И все-таки. Чем ваш банк может помочь запуску роста экономики? Мы же — в одной лодке.

БДМ: Кто хочет что-то сделать — ищет возможности, кто не хочет — ищет причины. Расклад известный. Оцените, пожалуйста, максимально честно, что именно в сворачивании кредитования реального сектора — те самые «причины». И какие все-таки остались «возможности»? Готовы ли вы работать с «неочевидными» заемщиками, растить их до уровня своих требований? Нужны ли они вам сейчас вообще?

Л. Гончарова: Прежде всего, роль банка в экономике страны выражается в том, что, он должен поддерживать реальный сектор экономики, и чем больше предприятий-клиентов у банка — тем лучше, ведь банк тоже развивается и растет. Однако очень важно правильно оценивать риски, надежно сохранять доверенные ему средства. Поэтому в целях выполнения поставленных задач и сохранения надежности кредитной организации, конечно, мы не можем финансировать «неочевидных» заемщиков — в первую очередь необходимо обеспечить возврат выдаваемых средств. Чтобы поддерживать бизнес-предприятия, помогать им в развитии, очень важны совместные программы государства и банков. Роль Фондов поддержки малого бизнеса и Правительства заключается в определении приоритетов направления поддержки, чтобы мы понимали, что предприятия будут развиваться, будут заказы на продукцию отрасли, и поддерживали их. Сейчас потребность в кредитах меньше, потому что нет объемов производства, заказов и контрактов. Ведь финансирование требуется под конкретные проекты и объемы работ.

БДМ: Связь ставки рефинансирования Банка России с реальными ставками кредитов до сих пор была неочевидна. Как вы относитесь к идее индикативных ставок?

Л. Гончарова: Если будут приняты программы доступного кредитования под индикативные ставки, они будут оказывать влияние на ставки по кредитованию. Если эти программы будут достаточно сложные, и, как объявили ранее, по годовым деньгам банки не смогут ими пользоваться, а короткими деньгами, которые давал ЦБ, мы не могли фондировать длинные проекты кредитования, то очевидным становится, что связи ставки рефинансирования Банка России с реальными ставками кредитов нет.

Банки смогли бы реально брать деньги по этим ставкам, если бы ЦБ объявил: «Вот эти отрасли аккредитовываем под 6%. Коммерческие банки, берите, выдавайте кредиты с маржой 4%». Мы будем кредитовать отдельные отрасли под 10% годовых. Но в такой программе кредитования нет ничего нового, в 90-е годы некоторые отрасли так уже кредитовали. Просто ЦБ должен смотреть, какие объемы и какому банку выдать под определенную отрасль и обеспечивать возврат за счет контроля работы коммерческих банков.

БДМ: Для кредитования все-таки нужны ресурсы. Как вы оцениваете потенциал их источников: внутренние, внешние, рыночные, не рыночные? В частности — возможность облигационных займов, привлечения депозитов физических лиц, расширения способов рефинансирования от ЦБ?

Л. Гончарова: С облигационными займами, конечно, сложилась тяжелая ситуация. Пока основным источником являются физические лица, в виде вкладов населения, но это достаточно дорогой ресурс. С точки зрения привлечения депозитов, у нас узкий круг тех предприятий, которые имеют возможность размещать средства. И расценивать это как инвестиционный ресурс крайне сложно. В данный момент мы участвуем в программах с «МСП Банком», которые действительно выдают на 5-7 лет деньги с хорошей ставкой и дают возможность финансировать проекты. Например, «ФИМ Целевой», «МСП — Идея», «МСП — Маневр». Эти программы «МСП Банка» являются реальными примерами действенной поддержки со стороны государства предприятиям малого и среднего бизнеса. Это, в самом деле, правильная и хорошая идея по поддержке предприятий под конкретные проекты. Если бизнес более крупный, нужно смотреть, что за программы и через кого они будут реализовываться. Если ЦБ определится, какие отрасли поддерживать, выделит конкретные ресурсы под организацию кредитования на определенные отрасли (и не постфактум финансирования, в случаях, когда у банков не хватает ресурсов, а именно целевые деньги), тогда это будет действительно работающий механизм.

БДМ: Какие именно издержки готов сократить ваш банк? Готовы ли вы, например, перевести офисы в малые города? Сократить маржу?

Л. Гончарова: Каждый банк стремится к снижению издержек.

Банки находятся там, где есть бизнес, мы должны быть близко к клиентам. Другое дело, централизация и вывод мидл- и бэкофисных функций из филиалов. Это требует вложения средств и внедрения технологий, и это не так просто. Я считаю, что каждый банк сам занимается анализом своих издержек и проводит работу по их сокращению, и это правильно.

БДМ: Наращивать кредитование реального сектора в условиях реального экономического спада — занятие и впрямь не самое благодарное. Каким вы видите выход?

Л. Гончарова: В условиях экономического спада мы наблюдаем снижение спроса на инвестиционные кредиты, которые позволяют бизнесу развиваться, вводить новые технологии, новое оборудование. Что касается малого и среднего бизнеса, то они, прежде всего, испытывают потребность финансирования под текущую деятельность в любое время. Поэтому речь не идет о том, что кредитоваться никто не будет, жизнь не останавливается, и предприятиям всегда важно быть современными и технологичными.

Особым списком
Евгений Дмитриев: «Идеальный клиент — тот, который не делает просрочек, но и не гасит кредит досрочно»

Оформление подписки

Подпишитесь на рассылку и получайте информацию о новых событиях банка

Пресс-служба

+7 495 620-19-66

pr@voz.ru

101990, Москва, Лучников пер., д. 7/4, стр. 1

Банк «Возрождение» (ПАО), управление по связям с общественностью