Банки предпочитают государство

26 июня 2007 года

Гудок, Елена Леонтьева

Главными факторами, сдерживающими сотрудничество банков с участниками транспортного рынка, банкиры называют риски, связанные с неудовлетворительными финансовыми показателями компаний.

Банкиры считают лизинг наиболее безопасным кредитным продуктом. Однако наравне с таким подходом существуют банки, развивающие прямое кредитное сотрудничество с представителями транспортной отрасли. Для них главный критерий надежности компании — объемы ее деятельности и принадлежность государству.

Как соблюсти правила конкуренции

Как рассказал «Гудку» начальник отдела привлечения заемных средств Департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД» Алексей Токарь, факторов, сдерживающих сотрудничество «РЖД» и банков, не существует. Компания активно работает с финансовыми учреждениями в рамках существующего финансового плана и бюджета.

Высокий уровень производственных и финансовых показателей «РЖД», что, несомненно, влияет на инвестиционную привлекательность и кредитные рейтинги компании, позволяет проводить гибкую политику в области взаимодействия с банками по разным направлениям сотрудничества. Например, «РЖД» входит в список компаний-эмитентов первого эшелона. Облигации таких компаний Центральный банк (ЦБ) РФ принимает в обеспечение по операциям РЕПО (под этим термином понимаются сделки по продаже или покупке эмиссионных ценных бумаг. — Ред.).

Помимо этого компания активно работает с банками в рамках торгового финансирования, в том числе под покрытие национальных экспортных страховых агентств, а также по расчетно-кассовому обслуживанию, депозитным и документарным операциям. Однако, по мнению Алексея Токаря, в законодательстве, регулирующем данное сотрудничество, существует пробел. «Если говорить о законодательных аспектах, то можно упомянуть Федеральный закон N 135 „О защите конкуренции“, который увеличивает срок процедуры отбора финансового учреждения и не дает четкого толкования осуществления данных процедур».

«Мягкий» лизинг

Наиболее выгодным способом инвестирования в транспортный сектор начальник кредитного отдела коммерческого Росавтобанка Анна Анохина считает лизинг. «Хотя банкам выгодно инвестировать денежные средства в предприятия всех отраслей экономики, которые стабильно работают и приносят доход, на мой взгляд, наиболее перспективной формой сотрудничества банков и участников транспортного рынка как один из инструментов финансирования является лизинг». Свое мнение она аргументирует тем, что данный банковский продукт позволяет предприятиям, занимающимся транспортными перевозками, провести модернизацию своих транспортных средств, приобрести новый автопарк.

При этом особенность в данном случае в том, что у транспортных компаний, которые предпочитают этот финансовый инструмент прочим способам инвестирования, возможность использовать основные средства и получать прибыль появляется уже сегодня. «Ведь лизинг — это фактически кредит на приобретение основных средств, причем без залога и сроком до 3 лет, с возможностью равномерного погашения долга и учета его в себестоимости. В конце срока действия договора лизинга у лизингополучателя остается транспортное средство с нулевой остаточной стоимостью». А сдерживающим фактором, по мнению Анны Анохиной, при сотрудничестве банков и транспортных компаний чаще всего являются нестабильное финансовое состояние предприятия, недостоверное отражение финансовых показателей, отсутствие залогового обеспечения.

Как рассказал газете директор департамента по внешним связям «КИТ Финанс Инвестиционный банк» Вадим Бараусов, этот банк имеет многолетний опыт работы с транспортными компаниями в сфере привлечения долгового финансирования, а также лизинга. Крупнейшим клиентом «КИТ Финанс» является ОАО «Российские железные дороги», которому банк оказывал услуги по организации и размещению облигационных займов, а также по лизингу подвижного состава и путевой техники.

По мнению представителя «КИТ Финанс», и отечественные кредитные организации, и зарубежные рады сотрудничеству с таким партнером, как РЖД. «Российские и западные банки при проведении размещений облигаций РЖД в 2004 — 2006 годах проявили огромный интерес к обязательствам данной транспортной компании. Успешное проведение РЖД конкурсов среди лизинговых компаний, многие из которых входят в банковские группы, также показывает готовность крупнейших кредитных организаций к работе в сфере транспорта».

Однако в «КИТ Финанс» не исключают интереса и к другим участникам транспортного рынка. «Безусловно, ОАО „РЖД“ является наиболее крупным и надежным клиентом транспортной отрасли, однако динамичный выход других транспортных компаний на рынок облигаций и лизинга показывает интерес банков к работе с представителями данного сектора наравне с представителями других отраслей экономики». Генеральный директор ЗАО «Москоммерц-Лизинг» (входит в структуру Москоммерцбанка) Алексей Мурашко считает, что среди таких банковских продуктов инвестирования, как кредит, лизинг, факторинг, овердрафт, именно лизинг является самым «мягким» по требованиям, предъявляемым к компаниям, нуждающимся в инвестировании. «В отличие от других банковских продуктов в данном случае не требуются залоги. Залогом является сам предмет лизинга, и данный факт соответственно влияет на сроки рассмотрения банком заявки и принятия решения».

Отказы в финансировании по схеме лизинга, по словам Алексея Мурашко, получают примерно 20 −25% обратившихся компаний. Чаще всего потенциальные лизингополучатели получают отказ в связи с несоответствием между предоставляемыми показателями официальной финансовой отчетности и запрашиваемой суммой, стоимостью предмета лизинга.

«Возрождение» для транспорта

Однако не все банки придерживаются мнения, что существуют факторы, сдерживающие сотрудничество с транспортными компаниями. Банк «Возрождение» считает выгодным сотрудничество с транспортными компаниями даже в случае финансирования непрофильной деятельности предприятия. Как рассказала «Гудку» начальник управления корпоративного бизнеса банка «Возрождение» Ирина Семенова, 18 мая 2007 года между банком и РЖД заключено генеральное соглашение о сотрудничестве. «В частности, в настоящее время в рамках данного соглашения уже успешно реализуется совместный проект по ипотечному кредитованию сотрудников РЖД».

Кроме того, заключено также соглашение о стратегическом взаимодействии между банком и Московской железной дорогой — филиалом ОАО «РЖД». Сотрудники локомотивных депо, дистанций пути, путевых машинных станций, дистанций сигнализации и связи получают заработную плату по картам банка «Возрождение».

Примерно 10 лет партнером банка является государственное унитарное предприятие «Мострансавто». «Возрождение» предоставляет своему клиенту не только услуги по банковскому обслуживанию, но и финансирует приобретение автомобильного подвижного состава, подкрепление оборотных средств, строительство и реконструкцию производственных объектов, а также выдает кредиты на цели выплаты зарплаты сотрудникам. Совокупный объем финансирования банком «Мострансавто» за 2006 год составил более 3 млрд руб., а за 5 месяцев 2007 года выдано кредитов на сумму более 1,8 млрд руб. «Дальневосточная транспортная группа» (ДВТГ) с помощью инвестиционных средств «Возрождения» на общую сумму 1,2 млрд руб. осуществляет содержание и ремонт вагонов, цистерн и платформ, оплачивает перевозки грузов, в том числе по провозному тарифу РЖД, а также оплачивает обработку грузов в порту, аналитические исследования перспектив развития транспортного рынка. ООО «БелАвтоМАЗ», официальный представитель Минского автомобильного завода (МАЗ) в Ростовской области (доля рынка продаж «МАЗов» в Ростовской области 5 — 8%), по данным на 15 июня 2007 года, получило инвестиций от банка «Возрождение» в сумме 17,4 млн руб.

Что в имени тебе моем...
Фондовая благотворительность

Оформление подписки

Подпишитесь на рассылку и получайте информацию о новых событиях банка

Пресс-служба

+7 495 620-19-66

pr@voz.ru

101990, Москва, Лучников пер., д. 7/4, стр. 1

Банк «Возрождение» (ПАО), управление по связям с общественностью