Это нужно, в первую очередь, нам самим

21 ноября 2005 года

Журнал «Эксперт»

так комментирует результаты исследования информационной прозрачности российских банков, проведенного международным рейтинговым агентством STANDARD & POOR’S, президент банка «Возрождение» ДМИТРИЙ ОРЛОВ

— Дмитрий Львович, по итогам исследования ваш банк поделил первое место с Внешторгбанком, получив наивысший балл по уровню раскрытия информации — 55%. Это стало неожиданностью?

— Вы знаете, немного опасаясь показаться самонадеянным, я все же отвечу отрицательно. На протяжении ряда лет вопросам совершенствования практики корпоративного управления мы уделяем самое пристальное внимание. В этой области мы имеем положительный опыт сотрудничества с IFC (Международной финансовой корпорацией), которая еще несколько лет назад позитивно оценила систему корпоративного управления банка. Мы одними из первых приняли Кодекс корпоративного поведения, в котором сформулировали основные принципы и задачи повышения эффективности корпоративного управления как одного из важнейших факторов обеспечения стабильности деятельности банка. В развитие принципов, изложенных в Кодексе, был принят целый ряд внутренних документов, конкретизирующих вопросы распределения полномочий, компетенции и подотчетности органов управления, системы внутреннего контроля и управления рисками, определения порядка и процедур раскрытия информации. У нас более 8 тысяч акционеров, поэтому особое внимание уделено вопросам обеспечения прав и законных интересов акционеров, прозрачности структуры собственности. Кстати, по этому направлению в рамках исследования у нас самый высокий показатель среди российских банков — 58%. Это обусловлено принципиальным пониманием, что такой подход нужен, в первую очередь, нам самим. Ведь это позволяет на совершенно другом качественном уровне отстраивать систему корпоративного управления в интересах повышения стоимости бизнеса и эффективности самих бизнес-процессов. А доступность и своевременность сведений о процедурах и форматах работы собрания акционеров, наблюдательного совета, правления должны быть ясными и понятными для инвесторов и общественности в целом.

— Информацию для исследования вы предоставляли также в двух форматах — РСБУ и МСФО?

— Мы еще с начала 90-х начали составлять аудированную финансовую отчетность по МСФО наряду с РСБУ. Вот уже несколько лет любое заинтересованное лицо может ознакомиться с аудированной отчетностью по МСФО на нашем корпоративном сайте в Интернете, причем с детальными комментариями и подробными данными об операционной деятельности. Для удобства пользователей мы размещаем финансовую отчетность как на русском, так и англоязычном сайтах банка.

— Как Вы думаете, если бы все 30 крупнейших российских банков, включенных в исследование, поступили аналогичным образом, средний показатель уровня публичного раскрытия информации превысил бы 36%?

— Скорее всего, да. Я всегда выступал и выступаю за разумное ужесточение отчетности и правил раскрытия информации, прежде всего ведущими, как принято говорить, системообразующими банками с учетом их большой социальной значимости. Они аккумулируют свыше 60% совокупных банковских активов, работают со средствами населения, кредитуют различные отрасли экономики, в том числе в рамках различных государственных программ, отсюда их особая роль в макроэкономической инфраструктуре и, соответственно, возрастающее значение их информационной транспарентности. Совершенствование практики раскрытия информации российскими банками будет оказывать положительное влияние на формирование доверия между ними и инвестиционным сообществом, а также населением. Кроме того, это и важный фактор повышения инвестиционной привлекательности банковского сектора.

— Один из неутешительных выводов исследования в том, что если бы выборка включала не 30 банков первого эшелона, а большее их количество, то средний уровень их прозрачности оказался бы намного ниже 36%.

— Согласен, но думаю, что это вопрос времени. Объективно наряду с повышением требований к уровню раскрытия информации российскими банками со стороны регулирующих и надзорных органов современная действительность диктует необходимость повышения уровня капитализации банковского сектора. Это неизбежно активизирует процессы слияний, поглощений и привлечения необходимых ресурсов как на внутреннем, так и на международных рынках. И инвесторов в этой ситуации не в последнюю очередь будет интересовать адекватная система корпоративного управления.

— Некоторые банки имеют юридический статус ОАО, но понятие публичности к ним применить трудно.

— Это еще одна из проблем, которую все равно придется решать. Особенно для тех банков, которые работают на рынке розничных услуг и являются объектом инвестирования для значительного числа физических лиц. Даже если банк не является публичной компанией и круг акционеров ограничен, тем не менее, вопросы стабильности его деятельности могут затронуть интересы широкого круга частных и корпоративных клиентов. Поэтому в мировой практике к банкам предъявляются более высокие требования относительно информационной прозрачности ввиду их особой роли в макроэкономике. Что касается «Возрождения», то мы единственный российский банк, акции которого через Американские депозитарные расписки (ADR) обращаются на международном фондовом рынке. Конкретно сделки с ADR нашего банка осуществляются на Франкфуртской, Берлинской и Штуттгартской фондовых биржах с 1997 года. Торги с нашими акциями регулярно проходят и на внутренних биржевых площадках. Это, безусловно, налагает на нас дополнительные требования как к публичной компании.

— Вы собираетесь пройти процедуру листинга на российской фондовой бирже?

— Собираемся. Считаем, что это повысит ликвидность рынка банковских акций и будет способствовать росту капитализации этого сектора экономики. Вы наверняка знаете, что «Возрождение» несколько лет входит в ежегодный список 200 крупнейших компаний России всех отраслей деятельности по рыночной капитализации и в рейтинг 400 крупнейших компаний по объему реализации продукции, подготовленный вашим журналом.

— Входит ли в планы Банка привлечение рыночного капитала?

— Не исключаем такой возможности. Только, пожалуйста, не спрашивайте пока о конкретных сроках.

— Хорошо. Но тогда спрошу, где: в России или за рубежом?

— Возможны оба варианта. Нужно посмотреть, где это будет эффективнее.

Банк «Возрождение» — универсальный, высокотехнологичный коммерческий банк, лидер подмосковного финансового рынка
Миллиарды на жилье

Оформление подписки

Подпишитесь на рассылку и получайте информацию о новых событиях банка

Пресс-служба

+7 495 620-19-66

pr@voz.ru

101990, Москва, Лучников пер., д. 7/4, стр. 1

Банк «Возрождение» (ПАО), управление по связям с общественностью