Слово банкира — хорошо, а гарантии — лучше

1 ноября 2002 года

По материалам публикации в газете «Ставропольский бизнес», № 41 / А. Чернигова

О перспективах развития системы гарантирования вкладов рассказал бывший министр СК, ныне управляющий Ставропольским филиалом банка «Возрождение» Г. Затыкьян.

Он отметил:

«Проблему обеспечения сохранности банковских вкладов необходимо прежде всего рассматривать в плоскости публичных функций государства. Пока существуют товарно-денежные отношения каждый человек будет накапливать и хранить сбережения на черный день, на покупку товаров длительного пользования, на квартиру, машину и т д. При этом каждый из нас заинтересован в том, чтобы сбережения хранились надежно и не обесценивались. Задача государства как раз в том и состоит, чтобы дать населению уверенность в легальном и безопасном накоплении сбережений. Для этого в мире и создают системы гарантирования депозитов. Так, гарантии по вкладам действуют в 68 странах-членах МВФ, и вводились они, как правило, в наиболее тяжелые для экономики и банковской системы этих стран периоды либо непосредственно после банковского кризиса.

Сегодня, к сожалению, основным способом хранения сбережений у россиян является иностранная валюта. Оценки здесь самые разные. Эксперты называют суммы от 20 до 50 млрд долл. Но только за прошлый год по официальной статистике и с учетом оборота «челночной» торговли граждане России увеличили свои сбережения «под матрацами» на 3 млрд долл. По сути это бесплатный кредит экономике США. Особенно если принять во внимание, что большая часть этих денег накапливается в наличной форме, вне банковского оборота. А ведь при возведении принципа гарантирования вкладов населения в ранг государственной политики, при наличии соответствующего законодательства и механизма его практической реализации можно было бы привлечь эти миллиарды в хозяйственный оборот с пользой для всей страны и каждого вкладчика в отдельности.

В течение двух лет после введения системы гарантирования приток сбережений населения в российские банки может составить не менее 5 млрд долл. И это будут срочные депозиты, а не средства до востребования. Государство не меньше чем все мы, его граждане, заинтересовано в скорейшем создании системы гарантирования вкладов. Прежде всего это восстановит доверие к институтам государственной власти и создаст дополнительный элемент социальной стабильности в обществе. Это и один из важных факторов формирования так называемого среднего класса, который является опорой любого развитого государства. Кроме того, стимулирование сбережений населения в банках является необходимым элементом сбалансированной экономической и денежно-кредитной политики, значимой мерой по стабилизации цен и финансов, сокращению теневого оборота наличной отечественной и иностранной валюты, формированию долгосрочного ресурса кредитования экономики, обеспечивающего экономический рост России. Кстати, именно стимулирование роста банковских частных вкладов в послевоенной Японии заложило основу последующего «экономического чуда» этой страну.

В банковском секторе введение гарантирования вкладов не только увеличит ресурсную базу, но и создаст необходимый элемент устойчивости, снизит уровень системных рисков. Как показывает мировой опыт, гарантирование сбережений предотвращает массовый и непредсказуемый отток вкладов, что в сегодняшних условиях можно рассматривать как инструмент реструктуризации российской банковской системы. Гарантирование вкладов будет также способствовать и решению проблемы дисбаланса структуры активов и пассивов по срокам, что является сегодня по оценкам Банка России одним из факторов возможной системной угрозы снижения ликвидности банковского сектора. И наконец введение гарантирования вкладов является необходимым элементом формирования в банковском секторе России здоровой конкурентной среды.

Участие Сбербанка в единой общенациональной системе гарантирования вкладов населения — это вопрос, который требует серьезного изучения при создании и принятии соответствующего закона. По моему мнению, если мы хотим создать действительно здоровую конкурентную среду на рынке частных вкладов, то условия их гарантирования должны быть едиными для всех банков, работающих на этом рынке, тем более, что заявленные гарантии вкладов в банках с участием государства по существу являются лишь декларацией. Но с учетом сегодняшнего объема хранящихся в Сбербанке средств населения для него следует установить длительный переходный период включения в общенациональную систему.

На этапе формирования системы принципиально важно максимально сократить принимаемые ею финансовые риски. Это, в свою очередь, требует совершенствования механизмов пруденциального банковского надзора и перехода банковской системы на международные стандарты бухгалтерского учета. Банки с наличием проблем должны быть отсечены от рынка частных вкладов. Что же касается стабильных банков, привлекающих вклады населения, то для них участие в системе гарантирования должно быть обязательным. В основу системы следует заложить накопительный принцип формирования ее резервов за счет банковских взносов. Правда, на первых этапах без государственного финансирования не обойтись — нужны стартовые ресурсы для обеспечения ее устойчивости. В дальнейшем бюджетные средства будут замещаться отчислениями банковского сообщества.

Для практического внедрения системы потребуется не менее 2 лет, прежде всего из-за сроков законопроектных работ. За этот же период должен быть осуществлен переход на международные стандарты бухгалтерского учета, в значительной мере завершена санация банковского сектора и усовершенствовано банковское законодательство. Еще 2 года потребуется для планомерного включения действующих в России банков в систему гарантирования вкладов. Следовательно, 2005 год вкладчики вполне могут встретить с уверенностью за свои банковские сбережения".

Заслуженный финансист республики
По материалам публикации «Пластиковые „рубли“ наступают»

Оформление подписки

Подпишитесь на рассылку и получайте информацию о новых событиях банка

Пресс-служба

+7 495 620-19-66

pr@voz.ru

101990, Москва, Лучников пер., д. 7/4, стр. 1

Банк «Возрождение» (ПАО), управление по связям с общественностью