Liquidity risk

Liquidity risk is the risk of losses due to inability of the bank to fulfill its obligations in full extent. Liquidity risk arises as a result of misbalance in bank’s assets and liabilities (including the case of untimely fulfillment of financial liabilities by one or several counterparties of the credit organization) and/or unforeseen necessity of immediate and one-off fulfillment by the bank of its financial liabilities.

The bank has developed a “Policy on management and estimation of liquidity” determining the basic concepts, purposes and methods of management, methods of estimation and distribution of duties in the area of liquidity management in the bank.
The Management Board of the Bank is responsible for the liquidity situation and overall governance of the Bank. The current questions of liquidity management are reviewed by the Assets and Liability Management Committee (ALMC), a working unit of the Management Board of the Bank controlled directly by the latter. Operational liquidity management is carried out by the Treasury.

The management of liquidity risk is managed by matching the maturities of assets and liabilities, as well as maintaining the required level of highly liquid assets (cash, balances on correspondent accounts with the Bank of Russia, interbank loans and deposits, government securities, REPO). In the process of managing liquidity, the latter is considered not only with view to current requirements, but primarily, with view to certain time intervals in the future.

The Bank maintains sufficient liquidity to meet all the requirements of the Bank of Russia, first of all norms of instant, current and long-term liquidity established via the Instruction of the Bank of Russia dated # 139-I December 03, 2012 “On mandatory norms of banks”. Control over the implementation of these liquidity requirements is carried out on a daily basis. The Treasury controls the daily liquidity position and performs stress-testing of liquidity under various scenarios on a regular basis.

The bank seeks to maintain a stable funding base comprising primarily amounts due to other banks, corporate and retail customer deposits and debt securities and invest the funds in diversified portfolios of liquid assets, in order to be able to respond quickly and smoothly to unforeseen liquidity requirements.

The Treasury receives information about the liquidity profile of the financial assets and liabilities. The Treasury then provides for an adequate portfolio of short-term liquid assets, largely made up of short-term liquid trading securities, deposits with banks and other inter-bank facilities, to ensure that sufficient liquidity is maintained within the bank as a whole.

For the purpose of analysing the risk of reduced liquidity, the assessment of the Bank’s dependence on interbank market, operations of large clients, and concentration of credit risks is conducted. We strive to maintain a stable resource base, consisting mainly of deposits of legal entities, retail deposits, and balances of other banks. Special attention is paid to the quality and diversification of assets. Our portfolio of securities, formulated with consideration for the Lombard list of the Bank of Russia, provides the Bank with access to refinancing instruments.

Риск ликвидности

Риск ликвидности — риск убытков вследствие неспособности Банка обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме. Риск ликвидности возникает в результате несбалансированности финансовых активов и финансовых обязательств Банка (в том числе вследствие несвоевременного исполнения финансовых обязательств одним или несколькими контрагентами кредитной организации) и/или возникновения непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения Банком своих финансовых обязательств.

Банком разработана «Политика по управлению и оценке ликвидности», определяющая основные понятия, цели и методы управления, способы оценки, а также распределение обязанностей в области управления ликвидностью Банка.

Общее руководство и контроль за состоянием ликвидности банка осуществляет Правление. Текущие вопросы управления ликвидностью рассматриваются Комитетом по управлению активами и пассивами (КУАП) — рабочим органом Правления, подотчетным последнему. Оперативное управление ликвидностью осуществляет Казначейство.

Управление риском ликвидности осуществляется путем согласования сроков возврата размещенных активов и привлеченных банком пассивов, а также поддержания необходимого объема высоколиквидных средств (денежные средства в кассе, остатки на корреспондентских счетах в Банке России, межбанковские кредиты и депозиты, государственные ценные бумаги, РЕПО). В процессе управления ликвидность банка рассматривается не только по состоянию на текущую дату, но, прежде всего, и на определенных временных интервалах в будущем.

Банк поддерживает уровень ликвидности, достаточный для выполнения всех требований Банка России, в первую очередь нормативов мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности, установленных Инструкцией Банка России от 03 декабря 2012 года № 139-И «Об обязательных нормативах банков». Контроль за выполнением данных нормативов ликвидности осуществляется на ежедневной основе. Также Казначейство контролирует ежедневную позицию по ликвидности и регулярно проводит стресс-тестирование по ликвидности при различных сценарных предположениях.

Банк старается поддерживать устойчивую базу финансирования, состоящую преимущественно из средств других банков, депозитов юридических лиц/вкладов физических лиц и долговых ценных бумаг, а также инвестировать средства в диверсифицированные портфели ликвидных активов для того, чтобы иметь возможность быстро и без затруднений выполнить непредвиденные требования по ликвидности.

Информацию о финансовых активах и обязательствах получает Казначейство. Казначейство обеспечивает наличие адекватного портфеля краткосрочных ликвидных активов, в основном, состоящего из краткосрочных ликвидных торговых ценных бумаг, депозитов в банках и прочих межбанковских инструментов, необходимого для поддержания достаточного уровня ликвидности в целом по Банку.

В целях анализа риска потери ликвидности проводится оценка зависимости банка от операций на межбанковском рынке, операций крупных клиентов, концентрации кредитных рисков. Мы стремимся поддерживать стабильную ресурсную базу, состоящую преимущественно из депозитов юридических лиц, вкладов населения и средств других банков. Особое внимание уделяется качеству и диверсифицированности активов. Сформированный с учетом Ломбардного списка Банка России портфель ценных бумаг обеспечивает банку доступ к инструментам рефинансирования.

В конце 2013 года ключевое влияние на деятельность банка в области управления риском ликвидности оказали внешние факторы, связанные с отзывом лицензий у ряда кредитных организаций, а также распространением на рынке негативной информации о банке, повлекшие определенный отток привлеченных средств клиентов.