Credit risk

Credit risk is the risk of losses due to non-fulfillment, delayed or incomplete fulfillment of the financial obligations by borrowers, as stipulated by a credit agreement.

Vozrozhdenie Bank has developed and implemented policies and procedures to avert and minimize losses arising from credit risk. These measures include:

  • Regular assessment of the financial standing of borrowers and the economic efficiency of their operations and projects financed;
  • Assessment of the sufficiency and liquidity of collateral, adequate evaluation of collateral and its insurance by appraisal and insurance companies (XLS, 30 KB) certified by the Bank;
  • Regulation of rating estimation of financial status of insurance companies (DOC, 287.5 KB) participating in insurance of property to be transferred to the bank as a security under loans granted by the bank;
  • Ongoing monitoring of the borrower’s fulfillment of obligations to the Bank and actual existence of collateral;
  • Assessment of credit quality and the level of risk on loans issued;
  • Procedure for creating provisions for possible losses on loans and other operations;
  • Procedure for transferring non-performing loans to the Department for Legal Enforcement and follow-up work with them;
  • Procedure for stipulating and controlling the lending authorities of branches and management bodies within the Bank depending on the loan size.
  • Procedure of granting guarantees carried out on the basis of Regulations “On the procedure of granting the Bank’s guarantees”.

Within the bank there is a Credit and Investments Committee (CIC) with a system of subcommittees which execute the following functions and objectives:

  • review and development of the credit policy of the bank within the approved development strategy;
  • operational decisions on the diversification of credit risks;
  • within the authority set by the Management Board, decisions on the following issues:
    • granting of Russian Rouble or foreign currency denominated products with inherent credit risk to the bank’s borrowers;
    • purchasing or acceptance of external issuers’ promissory notes;
    • setting limits for counterparty banks.
  • taking decisions focused at strengthening and modernizing the methodological basis of the bank;
  • taking decisions on developing and implementing new types of lending and services in order to expand capabilities and enhance the competitive advantages of the bank on the credit market;
  • reviewing and approving new products and services;
  • issues relating to writing off uncollectible loans and interest thereon against loan loss provision, overdue loans and debt equivalent to overdue loans, subject to approval by the relevant authorized body of the bank;
  • identifying the level of authority of CIC subcommittees, internal divisions of the Head Office of the bank (hereafter — “HO”), managers and individual specialists in business units of the HO, and independent lending authorities of branches with subsequent approval by the Management Board;
  • approving the total number of members and membership in the branch credit committees; and
  • setting limits for the CIC subcommittees, structural business units of the HO, heads and individual specialists from HO business units on implementing credit programs with subsequent approval by the Management Board.

Credit risk management techniques (in addition to the system of authority and decision taking) also include:

  • a centralized system for applying and adjusting interest rates and tariffs (approved quarterly by the Management Board in accordance with the Regulations on Major Principles of the bank’s Rouble and Currency Resource Management which establish underlying interest rates by loan types and borrowers’ categories);
  • a system of credit risk limits. General limits aimed at reducing the concentration risk and the related parties risk applied to all loans (irrespective of the client sector to which the borrower belongs) are approved annually by the Management Board in accordance with the Credit Policy of the bank.

Bank sets annually the overall limits by the borrowers’ categories, industries, terms, currencies and regions. The credit risk limits within the authority to take decisions on loan issuance by authorized bodies and internal divisions responsible for providing the bank’s clients with its products exposed to credit risk are quarterly updated and approved by the bank’s Management Board taking into consideration the changes in the economic situation and the business practice of the credit institution.

The responsible units of the Head Office monitor the actual compliance with limits relating to accepted risk as a whole and by each branch.

Recent achievements in credit risk management:

  • A division for work with collateral was formed. The new division was created with the aim of reducing credit risks through conducting centralised works on valuation and monitoring of property, accepted as collateral for granted loans.
  • A department for large business lending was formed to enhance control and monitoring of credit risks associated with large borrowers. The “Regulation for work with overdue and nonperforming loans of borrowers — individuals (products of retail lending)” was developed and approved for the purpose of unification and centralisation of activities relating to collection of overdue debt and non-performing loans on all retail loans provided to individuals, including credit cards. This will significantly improve the efficiency of debt collection, while reducing the workload of branch employees, eliminating labour-intensive functions.
  • “Road construction” and “Vehicle sales” were separated into different industry segments, with appropriate limits being imposed on both, in order to improve the level of diversification within existing industry segments.
  • The project for integration of Microsoft Dynamics CRM for corporate business was launched. This will result in the ability to centralise a range of business operations, reducing employee work-load, while increasing the efficiency of attracting clients and the speed of processing of credit and other product applications.
  • A plan for the phased transition of Vozrozhdenie Bank to the calculation of credit risk based on internal ratings was developed and its implementation started through the collection of the necessary data. This approach was recommended in the framework of Basel II and the letter of the Bank of Russia #192-T from December 29, 2012. The approach is based on using the information about the impact of a variety of financial and non-financial factors of economic activity on the creditworthiness of the counterparty.

Кредитный риск

Под кредитным риском банк понимает риск возникновения убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед банком в соответствии с условиями договора.
В целях минимизации кредитного риска в банке разработаны и действуют политики и процедуры, направленные на предупреждение и минимизацию ущерба, который может быть нанесен банку в результате воздействия кредитного риска:

  • обязательная регулярная оценка финансового состояния заемщиков, экономической эффективности кредитуемых мероприятий и проектов;
  • оценка ликвидности и достаточности предлагаемого обеспечения, его объективная оценка и страхование в аккредитованных в банке оценочных и страховых компаниях (XLS, 23 КБ);
  • положение о порядке взаимодействия со страховыми компаниями (DOC, 287,5 КБ), участвующими в страховании имущества, передаваемого банку в обеспечение по выдаваемым банком кредитам;
  • постоянный мониторинг исполнения заемщиками своих обязательств перед банком и фактического наличия обеспечения;
  • оценка категории качества и степени риска по выданным кредитам;
  • процедура формирования резервов на возможные потери по ссудам, резервов на возможные потери по прочим операциям;
  • порядок передачи проблемных кредитов в Управление правового обеспечения исполнения обязательств Юридического департамента и последующей работы с ними;
  • процедура определения и контроля полномочий филиалов банка и соответствующих органов управления Головного офиса по выдаче кредитов в зависимости от их величины;
  • процедура выдачи гарантий, осуществляемая на основе Положения «О порядке предоставления банковских гарантий Банка».

В банке функционирует Кредитно-инвестиционный комитет (КИК) банка с системой подкомитетов, основными функциями и задачами которого являются:

  • рассмотрение и разработка кредитной политики банка в рамках утверждённой стратегии развития банка;
  • принятие оперативных решений о диверсификации кредитных рисков банка;
  • принятие решений в рамках установленных Правлением банка полномочий по вопросам:
    • предоставления продуктов, несущих кредитный риск, заёмщикам банка в российских рублях и иностранной валюте;
    • приобретения или акцепта векселей сторонних эмитентов;
    • установления лимитов на банки-контрагенты.
  • принятие решений, направленных на расширение и модернизацию методологической базы банка;
  • принятие решения о разработке и внедрении новых форм кредитования и видов услуг, предназначенных для расширения возможностей и повышения конкурентоспособности банка на рынке предоставления кредитов;
  • рассмотрение и утверждение новых продуктов и услуг;
  • рассмотрение вопросов о возможности списания нереальных для взыскания ссуд и процентов по ним за счет резерва под обесценение кредитного портфеля с последующим утверждением соответствующим уполномоченным органом банка;
  • определение полномочий подкомитетов КИКа, полномочий структурных бизнес-подразделений Центрального аппарата банка (далее — ЦА), руководителей и отдельных специалистов бизнес-подразделений ЦА и полномочий самостоятельного кредитования филиалов с последующим их утверждением Правлением банка;
  • утверждение численности и персональных составов кредитных комитетов филиалов банка;
  • установление лимитов подкомитетам КИКа, структурным бизнес-подразделениям ЦА, руководителям и отдельным специалистам бизнес-подразделений ЦА по реализации кредитных программ с последующим их утверждением Правлением банка.

Методы управления кредитным риском в банке, кроме системы полномочий и принятия решений, включают также:

  • централизованную систему применения и регулирования процентных ставок и тарифов (ежеквартально утверждается Правлением банка в рамках Положения об основных принципах управления ресурсами банка в рублях и иностранной валюте, устанавливающим базовые процентные ставки по видам кредитов и категориям заемщиков);
  • систему лимитов кредитного риска. Общие лимиты-ограничения для снижения риска концентрации и связанных сторон, действующие для всех кредитов, вне зависимости от того, к какой части клиентского сектора относится заемщик, ежегодно утверждаются Правлением банка в рамках Кредитной политики банка.

КИК банка ежегодно устанавливает общие лимиты, действующие для всех кредитов по категориям заемщиков, отраслям, срокам, валютам и регионам. Лимиты кредитного риска в пределах объема полномочий на принятие решений на выдачу кредитов уполномоченными органами и структурными подразделениями, ответственными за предоставление клиентам банка продуктов, несущих кредитный риск, ежеквартально уточняются и утверждаются с учетом изменений экономической ситуации и практики работы кредитной организации Правлением банка.
Фактическое соблюдение лимитов в отношении уровня принимаемого риска контролируется ответственными подразделениями Центрального аппарата в целом по банку и в разрезе каждого филиала.
Последние изменения в сфере управления кредитным риском:

  • Создан отдел по работе с залогами. Новое подразделение сформировано с целью снижения кредитных рисков путем проведения централизованных работ по оценке и мониторингу имущественных объектов, принятых в обеспечение выданных банком кредитов.
  • Создано Управление кредитования крупного бизнеса для усиления контроля и мониторинга уровня кредитного риска по крупным заемщикам.
  • Разработан и утвержден «Регламент работы с просроченной и проблемной задолженностью заемщиков — физических лиц (по продуктам розничного кредитования)» в целях унификации и централизации мероприятий по взысканию просроченной и проблемной задолженности по всем розничным кредитам, в том числе по карточным продуктам, предоставленным физическим лицам. Это позволит существенно увеличить эффективность взыскания, снизить нагрузку сотрудников филиалов, а также исключить трудоемкие функции.
  • Отрасли «дорожное строительство» и «торговля автотранспортом» были выделены в отдельные отраслевые сегменты с установлением на них соответствующих лимитов для увеличения степени диверсификации внутри существующих отраслей.
  • Запущен проект по внедрению Microsoft Dynamics CRM для корпоративного бизнеса, результатами которого станет возможность централизации ряда бизнес-операций, снижение трудозатрат сотрудников на выполнение ряда бизнес-операций, повышение эффективности привлечения клиентов и средней скорости прохождения кредитных заявок и заявок на другие продукты.
  • Разработан План по поэтапному переходу банка «Возрождение» к расчету кредитного риска на основе внутренних рейтингов и начата его реализация в части сбора необходимого массива информации. Данный подход рекомендован к применению в рамках стандартов Базель II и в письме Банка России от 29 декабря 2012 года № 192-Т. Подход основывается на использовании информации о влиянии на платежеспособность контрагента различных финансовых и нефинансовых факторов хозяйственной деятельности.